ОЧЕРК ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО БИБЛЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Деятельность РБО по переводу Священного Писания на другие языки (с 1813 г.)

РБО не ограничилось только русским библейским переводом. Священное Писание переводилось как на языки народов Российской империи, так и православных народов Балкан. Далее переводы указаны по степени их комплектности. Сначала идут те из них, которые были опубликованы. 
Библия 

К 1824 г. были завершены переводы на турецко-татарский (азербайджанский) и татарский (оренбургское наречие) языки. Однако полностью эти переводы не были изданы в связи со свертыванием деятельности РБО. Ранее на указанных языках РБО издало Новый Завет. В 1822 г. в Астрахани за счет средств БИБО был отпечатан Ветхий Завет на татарском языке. 

Новый Завет 

В 1815 г. РБО издало Новый Завет на персидском языке (приобретенный им ранее), который был предназначен для христиан Ирана. В 1823 г. один из основоположников российского востоковедения Александр Касимович Казембек, во время своего пребывания в Астрахани, внес исправления в этот перевод. В дальнейшем уже исправленный Новый Завет издавался БИБО. 

В 1813-1816 гг., будучи членом РБО, католический епископ Самогитский Иосиф Арнульф (Юозапас Арнульфас) Гедройц (Гедрайтис) (1754-1838) впервые перевел Новый Завет на литовский язык. А в 1816 г. за свой счет он издает его в Вильно. [16]. В 1819 г. РБО выпускает, подготовленный коллежским советником Годженцовым, перевод Нового Завета на турецкий язык. Издание выполнено армянскими буквами и предназначено для армян Османской империи. Начиная с 1819 г. трудами священников Казанской епархии Албинского и Охотина были подготовлены переводы Нового Завета на чувашский, мордовский (эрзя) и черемисский (марийский) языки. Сначала за счет РБО в типографии Казанского университета в 1821-1822 гг. было напечатано Четвероевангелие на указанных языках. В 1823 г. в Санкт-Петербурге на мордовском и черемисском языках был отпечатан весь Новый Завет. Трудами Я. И. Шмидта к 1824 г. были полностью подготовлены переводы Нового Завета на калмыцкий и монгольский (бурятский) языки. Отдельные части книг с 1815 г. уже издавались РБО. Полный Новый Завет на этих языках вышел лишь в 1826-1827 годах. Его распространение при этом было тогда задержано. Перевод Нового Завета на болгарский язык по заданию РБО был осуществлен архимандритом Быстрицкого монастыря близ Бухареста Феодосием, болгарином по происхождению. Однако в 1823 г. РБО успело выпустить лишь пробное издание Евангелия от Матфея. Еще драматичнее сложилась судьба сербского перевода Нового Завета. По заданию РБО в 1819-1821 гг. перевод подготовил Вук Караджич – создатель сербского алфавита и литературного языка, центральная фигура сербского национального возрождения XIX века. Предполагалось, что этот перевод, откроет новую эру в сербской духовной культуре. Выполненный новым алфавитом (он принят у сербов и теперь), на живом сербском языке и в орфографии, установленной Караджичем, перевод Нового Завета решительно не понравился консервативным сербским церковным деятелям, которым он был представлен для отзыва. В результате в 1823 г. РБО решило издать 2 тыс. экз. Нового Завета в переводе отставного харьковского профессора физики, серба по происхождению Афанасия Стойковича (1773-1832). Стойкович посчитал перевод Караджича «недостаточно возвышенным, даже низким и площадным». Свой же перевод он выполнил на малопонятном народу славено-сербском языке (в XVIII в. его использовали некоторые сербские церковные авторы). В переводе Стойковича преобладала славянская книжная лексика, при этом грамматика и синтаксис были приближены к живому языку. Впрочем, и этот перевод, отпечатанный в Санкт-Петербурге в 1826 г. постигло несчастье. С изменением политики в отношении РБО уже российская церковная власть наложила запрет на его распространение. Позже перевод Стойковича был дважды напечатан в Лейпциге. Что же касается Караджича, то он впоследствии значительно переработал свой перевод Нового Завета. Впервые в доработанном виде он был издан в Вене в 1847 году. И после того, как этот перевод получил всеобщее признание, БИБО приобрело у Караджича права на него и затем многократно его переиздавало. [17]. В 1822 г. РБО приступило к переводу Нового Завета на еврейский язык (иврит), поручив это дело Исааку Проперу. Наблюдение за переводом осуществлял о. Г. Павский. В 1823 г. за границей был заказан шрифт для печатания Евангелия от Матфея. Однако летом 1824 г. работа была остановлена, а переводчик выслан из России. 

Части Священного Писания 

Другие новозаветные переводы, выполнявшиеся под эгидой РБО, продвигались не столь быстро. Так, в 1821 г. в Санкт-Петербурге было опубликовано Евангелие от Матфея на карельском языке, набранное русским шрифтом. Этот перевод был подготовлен священниками Тверской епархии Матфеем Золотинским и Григорием Введенским. Они также перевели Евангелия от Марка и Луки. Но в связи со свертыванием деятельности РБО эта работа остановилась. В 1821 г. учителем Сольвычегодского духовного училища Александром Шергиным был подготовлен перевод Евангелия от Матфея на зырянский (коми) язык, изданный в Санкт-Петербурге в 1823 году. Остальные Евангелия и Деяния Апостолов переведенные на этот язык, к 1824 г. усть-сысольским диаконом Михаилом Лежневым, так и остались неизданными. Также не были изданы, подготовленные по заданию РБО и представленные его Комитету в 1823-1824 гг.: Евангелие от Матфея и от Марка на вотяцком (удмуртском) языке; Евангелие от Матфея на пермяцком (коми-пермяцком) языке; Евангелия от Матфея и от Марка на вогульском (мансийском) языке, выполнены тобольским протоиереем Филициным; Евангелие от Матфея на остяцком (хантийском) языке, выполненное и исправленное березовским протоиереем Вергуновым; Евангелие от Иоанна на самоедском (ненецком) языке, выполнено духовенством Ижемского прихода Мезенского уезда Архангельской епархии; Четвероевангелие на осетинском языке, выполнено тифлисским губернским секретарем И. Ялгузидзе.

Вернуться в раздел